Разделы сайта

Главная

Консультация для родителей

Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями

 

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа­хе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благопри­ятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведен­ные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием.

У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины ("длинный - короткий", "широкий - узкий", "высокий - низкий" и т. д. ), а пользуется словами "большой - маленький". Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с нарушением речи данная психическая функция отстает в сво­ем развитии от нормы и характеризуется недостаточ­ной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не от­личается у этих детей от нормы. Затруднения наблю­даются при усложнении заданий (узнавание предме­тов в условиях наложения, зашумления). Так, эти дети воспринимают образ пред­мета в усложненных условиях с определенными труд­ностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличи­вается при уменьшении количества информативных признаков предметов.

У детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудности в пространственной ориентации. Дети в основ­ном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности уста­навливать пространственные отношения между явлени­ями действительности в практической деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются сохранны­ми. Но в экспрессивной речи дети часто не находят язы­ковых средств для выражения этих отношений.

Литературные источники указывают на важ­ную роль чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов - с другой, формируются и развиваются под влиянием слова, последнее же, в свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной сферы.

Данные положения говорят о том, что сенсорное раз­витие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы значительно от­стает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.

Речевые игры детей

При организации речевых игр и упражнений нужно руководствоваться следующими рекомендациями:

-         игры не должны быть длительными по времени (10-15 минут)

-         взрослый должен ставить перед  детьми только игровую задачу, а перед собой – учебную;

-         перед игрой взрослый должен показать используемые в игре картинки, объяснить и проговорить те слова, которые он считает сложными;

-         игра должна проводиться в темпе, соответствующем возможностям конкретного ребёнка, чтобы он имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку в произношении;

-         игра должна быть в то же время живой, интересной, заманчивой для ребёнка, поэтому в ней должны присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выполнение, красочное оформление;

-         оценка за результат игры должна быть личностно-ориентированной, то есть оценивать успехи ребёнка надо в сравнении с его собственными прежними достижениями;

-         в игре следует развивать навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно выполнять задания;

-         дети должны чувствовать заинтересованность взрослого в игре, видеть в нём равноправного партнёра;

  -    взрослые не должны забывать радоваться и хвалить ребёнка за старание, поощрять малейшие его успехи.

Игры на обогащения словаря ребёнка.

1. «Давайте искать на кухне слова».

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафчика?

2. «Угощаю».

Давайте вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет «вкусные слова» и кладёт Вам на ладошку, а затем Вы ему, пока не «съедите».

3. «Ты -  моя частичка».

Я  - снеговик, а ты моя частичка. Ты кто? (я – морковка, ком, снег.)

4. «Можно или нельзя».

Задается вопрос. Если ребёнок согласен с утверждением, говорит: да – да, если нет, отрицает: нет – нет.

Можно ли ходить зимой в туфлях?

Можно ли летом ходить в босоножках?

Можно ли зимой, ходить без шапки? 

5. «Мои друзья».

Я – конфета, мои друзья – все сладкие предметы. Кто мой друг?

Я – стул, мои друзья – все предметы деревянные. Кто это?

Я – уголёк, мои друзья – горячие. Кто это?

6. «Скажи наоборот».

Большой - маленький         Холодно – тепло

Длинный – короткий        Медленный – быстрый

День – ночь                        высокий – низкий.

7. «Что лишнее».

Яблоко, груша, репа, апельсин.

Кабачок огурец, лимон, помидор.

Кофта, сапоги,  шорты, носки.

Ложка, вилка, чашка, хлеб.