Разделы сайта

Главная

Учимся говорить, играя

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6 – ГО ЖИЗНИ

Предложенные здесь игры и игро­вые упражнения по развитию речи окажут помощь в овладении ребёнком 6-го года жизни звуковой культурой речи, научат его видеть особенности предметов, находить противопо­ложные по смыслу слова, дополнять фразы и предложения, составлять небольшие рассказы - описания.

«НАЙДИ ЗВУК»

Цель: учить ребёнка находить и называть слова с заданным звуком в начале слова.

Материал: картинки, на которых изображены: жаба, жук, шапка, шуба, забор, замок, цыплёнок, цапля.

Ход игры: перечислите ребёнку следующие слова и покажите кар­тинки: жаба, жук, шапка, шуба, забор, замок, цыплёнок, цапля, попросите назвать слова, которые начинаются на одинаковый звук, уточните, какой это звук (слова «шапка» и «шуба» на­чинаются со звука «ш», слова «жук» и «жаба» — со звука «ж», слова «забор», «замок» — со звука «з», слова «цыплё­нок», «цапля» — со звука «ц».) Попро­сите ребёнка назвать овощи, фрукты и ягоды со звуками «р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), «рь» (перец, репа, редь­ка, мандарин, черешня, абрикос).«л» (баклажан, яблоко, кизил), «ль» (малина, лимон, апельсин, слива).

«ЕДЕМ, ЛЕТИМ, ПЛЫВЁМ»

(усложнение предыдущей игры)

Целы: учить ребёнка находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

Материал: 6 картинок (вертолёт, самолёт, автобус, троллейбус, тепло­ход, трамвай).

Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть шесть картинок, на которых изображён транспорт: вер­толёт, самолёт, автобус троллейбус, теплоход, трамвай. Уточните у ре­бёнка, как можно назвать все пред­меты одним словом. (Транспорт.) Попросите ответить на следующий вопрос:

— Какойзвук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)? (Звук «т» встречается в начале слов «троллейбус», «тепло­ход», «трамвай», в середине слов «вертолёт», «автобус», в конце слов «вертолёт», «самолёт».)Составьте совместно с ребёнком предложение с любым словом. («Самолёт летит быстро»). Уточните у ребёнка, что ле­тает? (Самолёт, вертолёт) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывёт? (Теплоход.) Предложите уга­дать по первому и последнему звуку какой вид транспорта задумали: Т—С (троллейбус), А—С (автобус). С—Т (самолёт), В—Т (вертолёт). М—О (метро), Т-И (такси).

«НАЙДИ ТОЧНОЕ СЛОВО»

Цель: учить ребёнка точно на­зывать предмет, его качества и действия.

Ход упражнения: предложите ребёнку узнать, о каком предмете говорится: « Круглое, сладкое, румя­ное — что это?» (Яблоко) Сообщите ребёнку, что предметы могут от­личаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, фор­ме. Попросите ребёнка дополнить другими словами то, что начнёте говорить:

— Снег белый, холодный... (ещё какой?).

— Сахар сладкий, а лимон... (кис­лый).

— Весной погода тёплая, а зимой... (холодная). Пусть ребёнок назовёт, какие вещи в комнате круглые, вы­сокие, низкие. Вспомните вместе с ребёнком, кто из животных как пере­двигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает),уж... (ползает). Кто из животных как голос подаёт? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит).

 

«ГОВОРИ НАОБОРОТ»

Цель: находить противополож­ные по смыслу слова.

Материал: подберите картинки с изображением предметов, противо­положных по смыслу, например: чистый фартук — грязный фартук, высокая сосна — низкая сосна, толстый заяц. - худой заяц и т.д.

Ход игры: предложите ребёнку поиграть в игру со словами: на­зовите слово и покажите картинку, попросите подобрать противо­положное по значению слово и картинку к нему. Например: тол­стый заяц — худой заяц, пустой стакан — полный стакан, лёгкий пух — тяжёлая гиря, чистый фар­тук — грязный фартук, горячий чай — холодное мороженое, здо­ровый ребёнок — больной ребё­нок, быстрый заяц - медленная черепаха, ночь — день, широкий бант — узкий бант, длинный каран­даш — короткий карандаш, высокая сосна — низкая сосна и т.д.

«ВЫСОКИЙ - НИЗКИЙ»

(усложнение предыдущей игры)

Цель: учить ребёнка сопостав­лять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

Материал: картинки: высокая ёлка, длинный карандаш, широкая ленточка, глубокая тарелка с супом, весёлое лицо девочки (смеётся или улыбается), мальчик в грязной одежде, а также: маленькая ёлочка, короткий карандаш, узкая ленточка, грустное лицо девочки, мальчик в чистой одежде, мелкая тарелка, боль­шой дом и маленький домик, река — ручей, клубника — земляника.

Ход игры: предложите ребёнку посмотреть на рисунки (высокая ёлка, длинный карандаш, широкая ленточка, глубокая тарелка с супом, весёлое лицо девочки, мальчик в перепачканной одежде, а также: ма­ленькая ёлочка, короткий карандаш, узкая ленточка, грустное лицо девоч­ки, мальчик в чистой одежде, мелкая тарелка), назвать слова, противопо­ложные по смыслу, сказать, чем от­личаются похожие лица и предметы (высокая — низкая (ёлка — ёлочка), длинный — короткий (карандаш), широкая — узкая (лента), грустное — весёлое (лицо девочки), глубокая — мелкая (тарелка), чистый — грязный (мальчик).Вследующим задании попросите ребёнка рассмотреть и назвать, что он видит на других ри­сунках (большой дом и маленькийдомик, река — ручей, клубника — земляника), составить предложения со словами, противоположными по смыслу. («Я нарисовал большой дом и маленький домик». «Река глубокая, а ручей мелкий». «Ягоды у клубники крупные, а у земляники мелкие».)

«ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?»

Цель: находить неточности в стихотворном тексте.

Ход упражнения: предложите ребёнку прослушать стихотворный текст и найти в нём неточности, объяснить, почему так не может быть:

— Щенок варит суп на обед.

— Папа ловит рыбу удочкой.

— Ландыши цветут зимой.

— Кошка живёт в гнезде.

— Дети лепят снеговика летом.

«КТО У КОГО?»

Цель: учить ребёнка соотносить названия животных и их детёны­шей, подбирать действия к назва­нию животных.

Материал: рисунки (животные и птицы с детёнышами: курица и цыплёнок клюют зёрнышки (или пьют воду), кошка и котёнок лакают молоко (вариант — играют клубоч­ком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и телёнок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребёнок жуют сено (вариант — скачут), утка и утёнок плавают (крякают).

Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть рисунки животных и птиц с детёнышами: курица и цы­плёнок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котёнок лакают мо­локо (вариант — играют с клубоч­ком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и телёнок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребёнок жуют сено (ва­риант — скачут), утка и утёнок пла­вают (крякают).Попросите ребёнка назвать животных и их детёнышей, подобрать определения к названиям детёнышей животных, например, скажи, какая курица (кошка, со­бака, корова, утка, лошадь), какой цыплёнок (котёнок, щенок, телёнок, жеребёнок, утёнок)?

«ОДИН - МНОГО»

Цель: учить ребёнка упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; под­бирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.

Материал: картинки: шар и шары, мак и маки.

Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть картинки: шар и шары. Попросите ответить на вопросы:

— Здесь много чего? (Шаров)

— Какие шары? (Красные, синие, зелёные)

— Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разно­цветные)

— Это — мак, а это? (Маки)

— В букете много чего? (Маков)

— Какие они? (Красные)

— Что ещё бывает красным? Попросите ребёнка рассказать,

как он понимает выражение «крас­ная девица»? Где встречается такое выражение? В каких сказках? По­просите его отгадать загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раз­девает, тот слёзы проливает». Это... (лук). Какой он? (Жёлтый, сочный, горький, полезный.) В корзине мно­го чего? (Лука.) Что это? (Игла, пила, мишка, мышка, шишка, ложка, ножка, кошка.) Чего здесь много? А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»

Цель: учить ребёнка понимать переносное значение слов и вы­ражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют своё значение, и переносить их в связное высказывание.

Ход упражнения: попросите ребёнка закончить фразу

1. Подушка мягкая, а скамейка... (жёсткая).

2. Пластилин мягкий, а камень... (твёрдый).

3. Ручей мелкий, а речка... (глу­бокая).

4. Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).

5. Кашу варят густую, а суп... (жидкий).

6. Лес густой, а иногда... (ред­кий).

7. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая).

8. Покупаем картофель сырой, а едим... (варёный).

9. Купили свежий хлеб, а на дру­гой день он стал... (чёрствый).

10. Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (солёные).

Все эти упражнения и игры вы можете проводить с ребёнком не­сколько раз, чтобы он усвоил, что слова имеют своё значение, могут изменяться, по-разному звучат.С целью обучения ребёнка уме­нию строить не только простые распространённые, но и сложные предложения разных типов, про­ведите с ним упражнения на рас­пространение и дополнение пред­ложений.

Например:

— Дети пошли в лес, чтобы...

— Они оказались там, где...

— Мальчик заболел потому, что...

— Мама пошла в магазин, что­бы...

— Девочка плачет потому, что...

— Если гулять под дождём, то...

— Когда на улице дождь, то...

— Если наступит осень, то...

— Когда придёт зима, то...

— Когда я вырасту, то...

«СОСТАВЬ ОПИСАНИЕ»

Цель: учить ребёнка описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

Ход упражнения: попросите ребёнка описать ягоду или фрукт, который он больше всего любит, а вы отгадаете. («Он круглый, крас­ный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он тёмно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зёрнышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-го ГОДА ЖИЗНИ

«НАЙДИ ПЕРВЫЙ ЗВУК»

Цель: учить ребёнка чётко выделять в слове первый звук.

Материал: машинка и разные игруш­ки, но среди них обязательно должны быть слон и собака, или заяц и зубр, или кот и корова).

Ход игры: предложите ребёнку на­звать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака), или со звука «з», или со звука «к». Если ребёнок называет слово, в котором нет звука «с», или «з», или «к», то вам необходимо произнести это слово, выделяя каждый звук, например, «ммммыыьшшшкккааа». Далее посадите в машину гуся—машина не едет, объясните ребёнку, что машина не едет, потому что в слове гусь звук «сь», а не «с».

Развитый речевой слух позволяет детям различать повышение и пони­жение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников.

«ГРОМКО - ШЁПОТОМ»

Цель: учить ребёнка подбирать сход­ные по звучанию фразы, произносить их громко или шёпотом.

Ход игры: расскажите ребёнку, что в гости к котёнку прилетела оса. Сначала произнесите фразу вместе:

- «Са-са-са— прилетела к нам оса». Затем эту рифмовку повторите гром­ко — тихо — шёпотом.

- «Су-су-су — кот прогнал осу» (текст проговорите вместе с ребёнком быстро и медленно). Предложите ему закончить фразу самостоятельно:

- Са-са-са........(там летит оса),

- Су-су-су.........(я боюсь осу).

В данной игре можно придумывать разнообразные ситуации и использо­вать при этом разные по содержанию чистоговорки, например:

- За-за-за — на горе коза.

- Зу-зу-зу— пасу козу.

- Зы-зы-зы— рога у козы.

«КТО БОЛЬШЕСЛОВ СКАЖЕТ»

Цель: научить ребёнка называть качества, признаки и действия живот­ных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Материал: картинки с изображени­ем разнообразных животных (белочки, зайчика, лисички, собачки, волка и др.

Ход игры: предложите ребёнку рас­смотреть картинку (например, лисичку) и рассказать о ней: какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем са­мым давая простор для подбора слов из разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: лисичка рыжая, пушистая, хитрая, сообразитель­ная; она выслеживает зайчика, зимой хвостом заметает свои следы, чтобы её не обнаружили охотники и т.д.

Аналогично можно предлагать ре­бёнку рассказать про других животных: зайчик — маленький, пушистый, пугли­вый, дрожит от страха; собака — ласко­вая, добрая, дом сторожит, любит есть косточку и т.д.

«КТО ЗАБЛУДИЛСЯ?»

Цель: учить ребёнка образовывать однокоренные слова, подбирать сино­нимы к заданным словам.

Материал: картинки с изображени­ем различных ситуаций, происходящих с животными, можно использовать иллюстрации из детских книг.

Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть картинку, задайте ему во­прос:

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зай­чик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился,лапку уколол.) Скажи, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорчённый.) Попросите ребёнка закончить пред­ложения:

— Если зайчик потерялся... (Мы по­можем ему найти свой дом.)

— Если зайчик уколол лапку... (Мы перевяжем её, полечим, успокоим, утешим.)

«КАКИЕ БЫВАЮТ ИГОЛКИ»

Цель: дать ребёнку представление о многозначном слове «игла», упражнять его в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прила­гательные в роде, числе, падеже.

Материал: картинки с изображени­ем различных видов игл.

Ход игры: уточните у ребёнка:

— Какие иглы ты знаешь? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)

— Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)

— Какой иглой шьют и вышивают? (Швейной.)

— Что шьют швейной иглой? (Одежду).

— Что делают медицинской иглой? (Укол.)

Прочитайте ребёнку следующее стихотворение: Есть у ёжика и ёлки.

 Очень колкие иголки.

 В остальном на ёлку ёж.

 Совершенно не похож.

 Уточните у ребёнка:

— Где живёт ёж?

—Для чего ему нужны иголки? (Что­бы защищаться.)

— От кого ёж защищается? Вспом­ните стихотворение Бориса Заходера про ежа:

— Что ж ты, ёж такой колючий?

— Это я на всякий случай.

— Знаешь, кто мои соседи?

— Волки, лисы и медведи. Попросите ребёнка ответить на во­просы:

— Можно ли ежа погладить рукой?

— Почему нельзя вдеть нитку в иголку ежа? Предложите закончить предложения:

1. Ты ежа не трогай лучше, потому что он... (колючий).

2. Лиса потрогала ежа и... (уколо­лась).

3. У папы-ежа иголки длинные и тол­стые, а у ежат... (короткие и тонкие).

4. Иглы на ёлке еловые, а на сосне... (сосновые).

5. Отвечай поскорей, какие из них длинней?

Составьте совместно с ребёнком рас­сказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ёжика.

«ШИШКА»

Цель: познакомить ребёнка с разны­ми значениями многозначного слова «шишка».

Ход игры: прочтите ребёнку следую­щее стихотворение:

Что растёт на ёлке?

Шишки да иголки.

Если мы растём на ели,

 Мы на месте, мы при деле,

 А на лбах у ребятишек.

Никому не нужно шишек.

Уточните у малыша, про какие шишки говорится в первой части стихотворения и про какие — во второй? Попросите подобрать к слову «шишка» слова в рифму («малышка», «мышка», «мишка»...). Вспомните вместе со своим ребёнком стихотворение про мишку. («Мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает, песенки поет*.) За­гадайте загадку:

Рыжая, пушистая, на сосну взбирает­ся, шишками кидается. (Белка.)

Прочтите стихотворение:

Белка-шалунья сидела на ёлке,

Бросила шишку прямо на волка.

Ох, какая она шалунишка!

У волка на лбу сразу выросла... (шишка).

Уточните у ребёнка, чем отличается шишка в стихотворении про мишку и в стихотворении про белку.

Составление сказки «Приключе­ния Маши и медведя»

Предварительно прочтите ребёнку сказку «Маша и медведь». Затем пред­ложите придумать новую сказку «При­ключения Маши и медведя».

Уточните: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то (медведя).) Этот приём предотвращает появление оди­наковых сюжетов и показывает ребёнку возможные варианты его развития. Что могло случиться с Машей в доме медведя? Каким оказался мишка? И т.д. Затем совместно с ребёнком расскажи­те новую сказку.

«РАССКАЖЕМ ПРО ЗАЙЧИКА»

Цель: учить ребёнка составлять со­вместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.

Материал: игрушка зайчика или картинка с изображением зайчика.

Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть зайчика (какой он, что умеет делать) и составить рассказ про зайчика, который встретил лису. Сна­чала предложите ребёнку рассказать о зайчике: какой зайчик? (Трусливый, грустный, быстрый, ловкий.) А какая лиса? (Хитрая, ловкая, злая.) Затем начните рассказ, предложите ребёнку продолжать его.

Как-то раз зайчик решил пойти погулять... (попрыгать на полянке с другими зайчатами). Он пришёл наполянку... (но там никого не было). Зайчику стало грустно и он... (стал плакать). Вдруг из леса на полянку... (вышла лисица). Она была... (хитрой, ловкой и злой). Зайчик увидел лисицу.. (испугался и стал убегать от неё). Лиса тоже увидела зайчика и... (стала его догонять). Но зайчик был... (ловкий и быстрый). Он смог далеко убежать. Лиса его не смогла поймать.