Разделы сайта

Главная

Исследовательские работы

Государственное учреждение образование «Ясли-сад №3 г. Новолукомля»

 

 

Исследовательская работа в номинации «Необычное в обычном»

 

 «Старой бумаге – новая жизнь»

 

 Воспитанники: Дягилева Алина, Родионов Егор, Рожко Милана

Руководитель: Бриль Татьяна Ивановна, воспитатель І квалификационной категории

 

     В раздевалке нашей группы  папа прочитал объявление о начале акции о сборе макулатуры. Еще тогда у меня возник вопрос: «Для чего собирать макулатуру? Какое отношение имеет макулатура к сохранению леса?» А когда в  раскраске не осталось чистых листов, мы решили положить ее в коробку с макулатурой. Но Татьяна Ивановна сказала, что раскраске можно продлить жизнь -  сделать из нее новую бумагу. Нам, конечно, стало интересно, как мы сами сможем сделать новую бумагу из старых изрисованных листов да еще и  без специальных машин. И мы решили попробовать это сделать.

Цель: научиться применять вторичное сырье.

Гипотеза: предположим, что можно изготовить бумагу в условиях группы из макулатуры

План исследования:

  1. Узнать, из чего делают бумагу;
  2. Попробовать  изготовить бумагу самостоятельно в условиях групповой комнаты;
  3. Сравнить «рукотворные» листы бумаги, изготовленные разным способом;
  4. Узнать, как делают бумагу из макулатуры на фабрике;
  5. Найти  применение « рукотворной» бумаги.

      Свою работу мы начали с изучения художественной литературы о бумаге. Сходили на экскурсию в библиотеку. Библиотекарь нам подобрал нужную энциклопедию и журналы о бумаге (появление, производство, переработка, применение бумаги, ее виды). После того, как мы в группе и дома с родителями посмотрели предложенные книги, я узнал много поучительного и интересного.

         Например: что одно дерево идет на изготовление двух книг; 60 кг макулатуры спасает одно дерево; 1 тонна макулатуры – это  9-9,5 тысяч рулонов туалетной бумаги; переработка макулатуры не только сберегает деревья, но и экономит воду и электричество, которое надо затратить при переработки древесины в бумагу; современная промышленность изготавливает примерно 600 видов и сортов бумаги. Все они имеют разную толщину, цвет, прочность и свойства.

      И вот настал самый интересный момент в нашей работе – это изготовление бумаги в условиях группы. Для эксперимента нам понадобилось: исписанные листы, тазики, блендер, горячая вода, сито, тканевые салфетки, подносы, клей ПВА, крахмал.

        В интернете нашли несколько способов изготовления «рукотворной» бумаги. Разработали схемы-подсказки по изготовлению бумаги. И приступили к делу.

     Мы взяли изрисованные листы  белой бумаги и мелко порвали. Залили теплой водой и измельчили в блендере. В одну часть мы добавили клей ПВА, во вторую – 2 ложки крахмала, а в третью – крахмал и  клей  ПВА вместе. Перемешали и вылили полученную массу на сетку и подровняли. Когда вода немного стекла, промокнули полотенцем три раза. Перевернули отжатый «блинчик» на поднос и оставили подсыхать, затем положили несколько слоев газеты для впитывания влаги, а затем положили под пресс на сутки. У нас получилось три «блинчика» самодельной бумаги.

    Вывод: оказывается можно изготовить бумагу можно самим, используя изрисованные, ненужные листы бумаги.

       Далее мы решили сравнить, отличаются ли  наши три листа бумаги друг от друга. Ведь они изготовлены  разными  способами. На вид и на ощупь бумага оказалась одинаковой. Однако, пока наши листы бумаги проходили этапы изготовления, некоторые из них повредились и деформировались. Это была бумага, при изготовлении которой мы добавляли крахмал и крахмал с клеем ПВА. А вот бумага, при «производстве» которой мы добавляли один клей ПВА, оказалась менее крохкой.

    Вывод: при приготовлении бумаги своими руками лучше использовать рецепт с  добавлением клея ПВА для получения более прочной бумаги.

      Процесс изготовления бумаги нас очень увлёк, и мы решили изготовить еще несколько листов, используя проверенный рецепт, но декорируя её. Добавили краски, фантики от конфет, засушенные листья и цветы, ароматизированное масло – получилась необычная декорированная бумага, очень красивая, неповторимая и даже с запахом.

     Вывод:  даже если при «литье» бумаги использовать одни и те же материалы и не изменять  технологию, все равно листы хоть немного, но отличаются друг от друга. При изготовлении бумаги можно проявлять творчество.

     Потом мы отправились на бумажную фабрику в г.Чашники. Там мы увидели, что происходит с макулатурой, которую привезли машины, дальше. Нам рассказали и показали,  как бумага измельчается, заливается водой и перемешивается в кашицу, потом туда добавляют специальные вещества и крахмал с восковым клеем. Все снова перемешивают, бумажная кашица идет по специальной ленте-машине, отцеживается вода, кашицу прессуют, и получается новая бумага. Ее сворачивают в огромные рулоны.

     Вывод:  фабричная бумага из макулатуры другая, более тонкая и гладкая, но зато вся одинаковая. А каждый лист нашей «рукотворной» бумаги – неповторим.

       Когда мы изготовили бумагу, у нас возникли  вопросы:  «А для чего мы ее изготовили? Что из нее можно сделать?»

     Мы решили использовать нашу бумагу для подготовки к новогоднему празднику. Изготовили новогодние открытки, карнавальную маску, корону, рождественскую звездочку и рамку для фотографий.

  Заключение:поставленная нами гипотеза была доказана. С помощью эксперимента можно получить бумагу из макулатуры в условиях группы, тем самым дав ей вторую жизнь. А поделки из «рукотворной» бумаги получаются необычными, интересными.